Политика   Экономика   Общество   Культура   Происшествия        

Крылья Псковской области

Когда самолеты были вместо автобусов

18 ноября 2019 года, 12:34
Фото: предоставлено ветеранами летного дела Псковской области
0

Псковские авиаторы доставляли людей и грузы на Байконур, связывали по воздуху райцентры и отдаленные деревни, трижды в день летали в Москву и дважды — в Ленинград, с воздуха боролись с саранчой, две недели добирались через Аляску на Перу — вспоминаем самые яркие страницы истории гражданской авиации в Пскове за 75 лет.

Эти рассказы звучат уже как предания, как легенды. Еще не так давно — помнят наши родители, бабушки и дедушки — полеты в соседний город на самолете не были диковинкой. Из Пскова в Великие Луки? Да пожалуйста! Куда-нибудь подальше? Нет проблем.

1970-1980-е годы — золотое время региональной авиации. Помните, кадры из фильма «Афоня»? Когда главный герой, не находя себя места, менял билеты на вылет то в один город, то в другой — и все это происходило на обычном сельском аэродроме.

Это сейчас открытие каждого авиарейса — событие года, а тогда…

Да, тогда была другая страна, другие условия.

Но люди, которые летали, которые обеспечивали бесперебойную работу Псковского аэропорта, — люди были те же.

И пусть история псковской авиации — это не совсем о пассажирских перевозках, но это история людей, которые мечтали о небе, работали в небе.

Крылья Псковской области
Бухта проведения, следующая посадка на Аляске в аэропорту Анкоридж.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.

ТРИ ПО-2

Начало образования Псковского авиационного предприятия было положено в ноябре 1944 года, когда в Псков прибыли три самолета ПО-2. Они обеспечивали связь с районами области, перевозили периодическую печать и почту, выполняли санитарные задания.

В 50-х годах Псковская область получила самолеты Як-12 и Ан-2, а с февраля 1969 года появились первые Ан-24. Их первыми командирами и штурманами были Борис Давыдович Локшин, Александр Георгиевич Федоров, Андрей Петрович Жигулин, Валентин Михайлович Сивер, Валентин Алексеевич Захватов, Игорь Федорович Беседин, Валентин Дмитриевич Комаров, Анатолий Николаевич Никандров, Николай Николаевич Панов, Владимир Леонидович Косолапов, Николай Федорович Потапов, Евгений Генрихович Кулеша, Александр Яковлевич Лебедев, Владимир Иванович Скрипов, Иван Михайлович Сидоров, Иван Александрович Смирнов, Геннадий Серафимович Тарасов, Анатолий Сергеевич Стрелков, Владимир Михайлович Овечкин, Александр Геннадьевич Карпов, Владимир Иванович Каныгин.

Псковским объединенным авиаотрядом руководил Юрий Иванович Солодилов. При нем же в 1974 году в Крестах начали строить новый аэровокзал, общежитие для летного состава и многоквартирные дома для работников отряда. В разные годы предприятием руководили Николай Иванович Амбросов, Валентин Васильевич Усиков, Анатолий Иванович Сулимов, Геннадий Петрович Янусев, Александр Николаевич Туманов.

Крылья Псковской области
На фабрике готовят для загрузки рыбу для перевозки в Португалию.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.
В 1991 году на базе Псковского объединенного авиаотряда было создано Псковское государственное унитарное авиационное предприятие. В 2004-м предприятие было преобразовано в ОАО «Псковавиа».

Рассвет псковской авиации пришелся на период с 1975 по 1988 год. В парке было 34 самолета АН-2 и 2 вертолета МИ-2, которые выполняли работу по патрулированию дорог с сотрудниками ГАИ и выполняли срочные санзадания.

— В 1977 году только летный отряд составлял более 240 человек, общая же численность сотрудников была около 1000 человек, — вспоминает Александр Чапыгин, работавший борт-механиком самолета АН-24. — Авиационно-техническая база в то время была на таком уровне, что проводить регламентные работы машин к нам прилетали даже из Приморья.

Первыми ее руководителями были Олег Петрович Максимов, Владимир Васильевич Данилов, Владимир Матвеевич Никитин, Николай Филимонович Пономаренко, Владимир Леонидович Усачев. Старожилами — Александр Васильевич Еркин, Николай Николаевич Михайлов, Владимир Михайлович Петров, Владимир Тимофеевич Рогов. На протяжении 50 лет в АТБ трудится Валерий Сергеевич Шарнев.

В летном отряде Псковского авиапредприятия набирались опыта молодые пилоты и штурманы других авиакомпаний России, в том числе Пулковского, которые впоследствии были востребованы для работы на самолетах более высокого класса.

Многие награждены знаками «За безаварийный налет часов», «Отличник аэрофлота». Штурману Леониду Александровичу Чагадаеву присвоено звание «Заслуженный штурман России», Анатолию Павловичу Богданову — «Заслуженный пилот России».

Крылья Псковской области
Выполнение полетов в составе миссии ООН в Западной Сахаре.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.

ПРОПОЛКА С ВОЗДУХА

Два звена из трех в эскадрилье АН-2 занимались авиационно-химическими работами и лесоохраной.

— Начиная с мая и до поздней осени каждый день дежурили два самолета для патрулирования лесов, — рассказывает Александр Туманов, гендиректор ОАО «Псковавиа» с 2007 под 2014 год. — Восьмичасовые маршруты проходили по периметру всей области. Огромное количество пожаров таким образом удалось предотвратить.

Для выполнения авиахимических работ в каждом районе области были построены авиационно-химические площадки — небольшие аэродромы, все полосы которых, кроме двух, были заасфальтированы.

— Там загружали химикаты, — рассказывает Александр Туманов. — С воздуха велась подкормка удобрениями, прополка, борьба с вредителями (колорадским жуком, саранчой, луговым мотыльком). Была целая государственная программа по борьбе с фитофторой на картофеле. Каждому колхозу на эти цели государство выделяло деньги. Обработка проводилась в несколько этапов.

Крылья Псковской области
Обработка территории от саранчи проходила в несколько этапов.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.
Не оставляли без внимания авиации и леса — постоянно проводили осветление. Уже тогда было доказано, что оно заменяет трехкратные рубки, проводимые традиционным механическим способом, обеспечивая сокращение денежных затрат на 20-40 %.

— Прополка лесов велась специальным раствором, обладающим чрезвычайно въедливым запахом, — говорит Александр Туманов. — Когда экипаж заходил в городской автобус, пассажиры старались держаться от него подальше.

Авиахимработы выполняли не только на территории региона, летали и в другие области. Такая миграция всячески приветствовалась.

— К нам прилетали из Архангельска, а мы улетали в Ростовскую и Оренбургскую области, — рассказывает Александр Туманов. — Я в 1983 году перевелся в Псков из Бугуруслана Оренбургской области, а в 1986 летал туда на границу с Казахстаном травить саранчу, там тогда пять наших бортов работало.

Крылья Псковской области
Берег буквально усеян погибшей саранчой.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.
Первыми командирами третьей эскадрильи АН-2 были Александр Григорьевич Разуминин, Игорь Григорьевич Лопатин, Александр Васильевич Зинченко, Константин Николаевич Дробышев, Валерий Иванович Егоров и Анатолий Павлович Жирнов.

Наравне с мужчинами трудились и женщины-командиры самолетов АН-2 — Светлана Львовна Володина и Татьяна Николаевна Марина.

Командирами химических звеньев назначались самые опытные пилоты, такие как Валентин Петрович Егоров, Михаил Николаевич Туманов. Опыт, приобретенный пилотами на самолетах АН-2, впоследствии оказался полезным для выполнения полетов на самолетах АН-24 и АН-26.

Особое внимание уделялось транспортно-пассажирскому звену, которым командовал Николай Васильевич Сидельников. В этом году ему исполнилось 90 лет.

Крылья Псковской области
Техническое обслуживание в Африке.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.

САМОЛЁТ С КЛУБНИКОЙ

В летнее время борта из Пскова совершали три рейса в день в Москву и два в Санкт-Петербург. Загрузка составляла 100 %. Среди направлений — Симферополь, Киев, Минск, Петрозаводск.

— Из Мурманских Апатит возили пассажиров в Санкт-Петербург и через Петрозаводск и Череповец в Москву, — вспоминает Александр Чапыгин, — В летнее время бабушки в украинских Черкассах грузили нам самолет под завязку клубникой и летели в Апатиты. На четвертый день, когда мы возвращались, они уже с пустыми корзинами летели с нами обратно.

Перевозки по области ничем не уступали междугородним своей насыщенностью. Регион был поделен на два кольца: северное и южное. Билет из Пскова до Самолвы стоил 3 рубля, до Сланцев — 4 рубля. Самолет жители области использовали вместо автобуса, который в ряд деревень просто не мог доехать из-за отсутствия дорог.

На нем же возили и продукты в отдаленные села.

— Пока был Советский Союз, мы летали везде, — рассказывает Александр Туманов. — Помимо пассажирских перевозок занимались и грузовыми. Работали со Старинской птицефабрикой, яйцо и суточных цыплят возили в Ташкент, Бухару, Самарканд. Баку и вовсе был родным домом. Сотрудничали с Севкабелем, АвтоВАЗом. До сих пор могу сказать, в каком городе и какие комплектующие делали на «Жигули». Например, проводку — в Ивано-Франковске, а подшипники на переднюю ступицу — в Вологде. У нас в день до шести вылетов было АН-26 для провоза комплектующих. С нашего Псковского завода автоэлектроарматуры возили продукцию по России.

Восемь псковских экипажей работали на Управление космических исследований. Доставляли людей и грузы из Ленинграда на Байконур и Семипалатинск.

ЗАГРАНИЦА ПОМОГЛА

Псковская авиакомпания была практически единственной в России, получившая в 1989 году разрешение на полеты в страны Евросоюза, став членом Международной организации гражданской авиации ИКАО. А первый межконтинентальный перелет был выполнен в 1991 году в Южную Америку, в республику Перу. Перуанцы арендовали наши Ан-26 с экипажами для перевозки грузов, преимущественно продуктовых. Две недели через Аляску добирались в Перу два псковских самолета.

Крылья Псковской области
Полет в Перу был первым межконтинентальным для псковских летчиков, состоялся он в 1991 году.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.
— В Перу псковские летчики отработали более двух лет, выполняя полеты в самых разных по сложности метеорологических и климатических условиях, — рассказывает Владимир Овечкин, который работал флаг-штурманом компании. — Горная и малоориентирная местность, взлеты и посадки на аэродромах с взлетно-посадочной полосой и радиотехническим оборудованием не всегда отвечающим необходимым требованиям. Эксплуатация самолетов в таких сложных условиях позволила псковским экипажам приобрести огромный опыт в выполнении международных полетов и обеспечении их безопасности.

Крылья Псковской области
В дружеской беседе с заказчиком рейса в Анголе.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.
После Перу были многочисленные командировки на самолетах Ан-24 и Ан-26 как в страны Африки (Гвинея, Ангола, Мавритания, Западная Сахара), так и в страны Европы (Бельгия, Польша). Работа в Африке и Европе позволила псковской авиации выжить в трудные перестроечные времена, когда пассажирские перевозки значительно сокращались, а порой и прекращались полностью.

Крылья Псковской области
Будущий ангольский летчик, 1995 год.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.
— Огромное количество полетов за границу выполнялось из Пскова в страны Европы с целью перевозки различных грузов, — отмечает Владимир Овечкин. — А из таких стран, как Голландия, Бельгия, Германия, Венгрия, Эстония псковские летчики много лет занимались перевозкой цыплят для птицефабрик как России, так и стран ближнего зарубежья.

Крылья Псковской области
Перевозка суточных цыплят из Европы в России. На снимке бортинженеры Александр Кобец и Александр Дайнеко.
Фото предоставлено ветеранами летного дела Псковской области.

ПОЛЕТАЕМ?

К тому моменту пассажирское направление давно закрылось. Его не было 20 лет, пока в 2009 году благодаря совместной работе с администрацией Псковской области во главе с Андреем Турчаком возобновили рейс Псков — Москва — Псков, что послужило началом восстановления пассажирских перевозок. Начали летать в Санкт-Петербург по пяти маршрутам, два самолета постоянно выполняли местные рейсы из Архангельска, самолет Ан-24 летал по маршруту Архангельск — Мурманск — Тромсё (Норвегия), ежедневно перевозили почту из Санкт-Петербурга в Хельсинки.

До 2014 года «Псковавиа» была единственной российской авиакомпанией, которой разрешались полеты на самолете Ан-24 и Ан-26 в страны Евросоюза. У предприятия было 10 самолетов, развитая сеть международных и внутренних пассажирских и грузовых полетов.

***

12 марта 2019 Росавиация аннулировала летный сертификат «Псковавиа». После продолжительного кризиса, повлекшего за собой приостановку действия сертификата, региональный перевозчик окончательно лишился права на полеты. Сейчас пассажирские самолеты из Пскова летают в Москву и Сочи, на очереди запуск авиасообщения с Калининградом. Но перевозчик не местный, и это уже совсем другая история. 

  Подпишись на нас в соцсетях

Комментарии

Авторизация
No comments
  • Учебный год в российских школах могут продлить до 8 июня
  • В Псковскую область хотели ввести препараты для похудения, содержащие опасное вещество
  • Малообеспеченные жители региона получат денежные выплаты и продуктовые наборы
  • Более 600 тысяч рублей украли мошенники у псковичей
  • Александр Котов: В сохранении экономики заинтересованы все
  • В Псковской области продлили ограничительные мероприятия в связи с распространением коронавируса
  • #Пакетблагодарности собирают для псковских медработников
  • По вопросам дистанционного обучения в Псковской области можно обращаться на горячую линию
  • 3 апреля

  • До трёх увеличилось число выздоровевших среди заразившихся коронавирусом псковичей
  • Сезон весенней охоты в Псковской области отменён не будет
  • Дополнительные меры поддержки бизнеса разрабатываются в Псковской области
  • Кормовые добавки и удобрения планируется выпускать в ОЭЗ «Моглино»
  • Михаил Ведерников принял участие в заседании президиума Координационного совета и рабочей группы Госсовета по борьбе с коронавирусом
  • 250 медицинских масок передала почтовикам глава Пскова
  • Команда псковской дивизии победила в конкурсе ВДВ «Танковый биатлон-2020»
  • Объявлены аукционы на ремонт пяти улиц Пскова и Крестовского путепровода почти на 74 млн рублей
  • Сергей Грахов о ситуации с санаторием «Хилово»: Это похоже на шантаж
  • В Псковской области планируется возобновить работу прачечных и химчисток
  • Налоговые ставки для бизнеса будут снижены в Псковской области
  • Псковский облздрав будет направлять заявки в федеральный центр с учетом находящихся в регионе дачников
  • Девять нарушений карантинного режима выявили в Псковской области
  • Замеры температуры пассажиров введут в «Ласточках» на маршруте Псков – Петербург
  • Михаил Ведерников попросил прокуратуру проверить ситуацию с санаторием «Хилово»
  • Большинство тех, у кого выявлен или подозревается коронавирус, являются жителями Пскова
  • 400 тестов на коронавирус в сутки рассчитывают делать в Псковской области после запуска нового лабораторного оборудования
  • Директор санатория «Хилово» заявил, что его «вынужденное закрытие» обернется проблемами в ЖКХ Порховского района
  • Два крупных псковских предприятия уже готовы выпускать средства защиты
  • Губернатор поручил муниципалитетам предусмотреть средства на дезинфекцию для управляющих компаний
  • Ограничительные меры по коронавирусу могут быть сняты в Псковской области через неделю
  • Самоизолироваться и наблюдать со здоровьем рекомендовано тем, кто посещал псковскую поликлинику №3
  • Челлендж на карантин

    Общество

    Наталья Баранова 3 апреля 17:42

    Челлендж на карантин

    Первая вынужденно нерабочая неделя подходит к концу. Мы спросили псковичей, чем они занимались на внеплановых выходных.